31.12.2018

Эгоизм, альтруизм и парохиализм в поведении детей

И снова вернёмся из космических глубин бесконечной расширяющейся Вселенной к делам нашего тленного мира.

Мы до сих пор очень мало знаем о том, как происходит становление альтруизма (этот термин всем знаком, думаю) и парохиализма (а вот этот, сомневаюсь) в ходе развития детей.

Парохиализм - это, если по-простому, предпочтение своих, например, когда со своими делятся, а с чужими – нет.

Не так давно подобные пробелы в понимании начали, наконец, восполняться благодаря специальным экспериментальным исследованиям.

Выяснилось, что большинство трех- и четырехлетних детей ведут себя как абсолютные эгоисты. Принимая решения, маленький ребенок обращает внимание только на свою собственную выгоду; судьба других детей ему совершенно безразлична. В возрасте 5–6 лет ситуация начинает меняться, а в 7–8 лет уже четко выражена готовность помочь ближнему (например, поделиться конфетой). Однако, как показали специальные тесты, это поведение основано не на бескорыстном желании помочь, а на стремлении к равенству и справедливости: дети склонны отвергать нечестные, неравные варианты раздела конфет как в свою, так и в чужую пользу.

Среди детей есть около 5% добряков, беззаветных альтруистов, которые всегда заботятся о других, и доля таких детей не меняется с возрастом. Есть «вредины», которые пытаются все отобрать у других и никому ничего не дают. Их число снижается с возрастом. И есть «любители справедливости», которые стараются все поделить поровну, и доля таких детей стремительно растет с возрастом.

Эти результаты заставляют задуматься. Какую роль играют в нашем обществе 5% добряков, не они ли дают нам моральные ориентиры, не на них ли держится мир? А если так, почему их всего 5%? Может быть, потому, что излишнее размножение беззаветных альтруистов создает слишком благоприятную среду для эгоистов, которые будут паразитировать на чужой доброте. С этих позиций становится понятной и ключевая роль «любителей справедливости»: они сдерживают развитие паразитизма

И есть ещё один интересный гендерный нюанс - и альтруизм и парохиализм сильнее выражены у мальчиков, чем у девочек. Это легко объяснить с эволюционной точки зрения. Главными участниками межгрупповых конфликтов и войн всегда были мужчины. В условиях первобытной жизни мужчины-воины были лично заинтересованы в том, чтобы не только они сами, но и другие мужчины племени находились в хорошей физической форме: не было смысла «блюсти справедливость» за их счет. Что же касается женщин, то в случае поражения группы в межгрупповом конфликте их шансы на успешное размножение снижались не так сильно, как у мужчин. Для женщин последствия такого поражения могли ограничиться лишь сменой полового партнера, тогда как мужчины могли погибнуть или остаться без жен. В случае победы женщины тоже выигрывали явно меньше, чем мужчины, которые могли, к примеру, захватить пленниц, а какой настоящей женщине нужны лишние конкурентки? :)

Так что, вполне возможно, в шутке про отсутствие такого понятия как женская дружба есть только доля шутки...

/// По материалам классика эволюционной биологии Александра Маркова



 Критическое мышление  Эволюция
Вам интересно, как выжить в эпоху коронавирусной пандемии, какая вакцина более эффективна и о чем говорит ваш уровень антител? Вы хотели бы отличать рекомендации настоящих психологов от лозунгов мошенников? Вам любопытно, существует ли на самом деле глобальное потепление или это миф? Вы следите за прогрессом космических и земных технологий?

Приходите в наш научно-популярный Телеграм-канал: @evangelieotnauki




Ваш комментарий появится после прохождения модерации.

Комментарии ()

  1. Анна 10 января 2022, 12:12 # 0
    Не все в нашей жизни определено нейробиологией. Помимо уровня нейробиологии, существует уровень поведения, где происходит коррекция нейробиологической/инстинктивной программы. Это уровень павловского оперантного научения: можно/нельзя.

    Ребёнок к 5-6 годам это уже сформированная личность, где закреплены био-психо-социальные характеристики, то, что клиническая психология определяет как «типологию личности».

    Критическое мышление это отлично, но для недостаточно. Необходимы глубокие знания в определённой научной области. Иначе получается как всегда: популяризатор науки становится источником когнитивного искажения.

    Источники
    Яак Панксепп, аффективный нейробиолог, главная работа «Археология разума», многочисленные публикации, в основном на английском.
    Иван Петрович Павлов, физиолог. Полное собрание трудов.
    Жан Пиаже, теория когнитивного развития
    Любой учебник по клинической психологи и психологии развития.

    1. Владимир 10 января 2022, 20:09 # 0
      Анна, спасибо за комментарий, но не совсем понял, если честно — с чем именно вы спорите)

      Безусловно, поведение ребенка формирует не только его генотип, но и его окружение… но это же никак не отменяет само по себе — наличие определенных стадий в развитии детей.

      Насчет глубоких знаний — тоже никак нельзя с вами не согласиться… просто этот пост написан по материалам известного и серьезного биолога Александра Маркова, которого довольно сложно заподозрить в поверхностности.

      А вот, кстати, насколько мне известно, концепция типологий личности — испытывает определенные трудности со строгой научной доказательной базой.

      За ссылку на Панкспеппа и Пиаже спасибо — постараюсь посмотреть, про труды Павлова более-менее в курсе.

    На этом сайте (как и на всех остальных сайтах в Интернете), используются cookie-файлы и другие схожие технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это будет означать, что вы не возражаете против их использования.