Со времён пресловутого Древнего Рима человечество в принципе не сильно изменилось, главное что ему до сих пор нужно - это хлеба и зрелищ (смузи и фалафель, айфончики и сериальчики, Дом-2 и битва экстрасенсов, чемпионат мира по футболу и захват/возврат различных близлежащих земель - чем бы дитя не тешилось).
Качество воздуха, которым мы дышим; качество еды, что мы едим; качество медицинского обслуживания; то, к чему мы стремимся, как цивилизация: такие пустяки волнуют относительно небольшой срез представителей Homo Sapiens, особенно в наше время, период господства общества потребления.
Согласно "Журналу социологии и социальной антропологии" (№5 за 2011-й год )"концепция общества потребления, созданная во второй половине XX в., базируется на идее того, что система индустриального капитализма радикально меняется, когда для структурирования общества потребление становится важнее производства... Иными словами, общество потребления в отличие от «общества как такового» выводит потребление за рамки экономической сферы, за рамки потребления как материального, утилитарного процесса по удовлетворению индивидом своих потребностей — в социокультурную сферу."
Переходя от столь серьезных изданий к изданиям более популярным, отметим интересный и необычный взгляд на общество потребления как психологическую защитную реакцию, озвученный в материале журнала "Нож":
«Экзистенциалисты говорят: современная жизнь человека сложна и полна неразрешимых проблем. И потом добавляют, что это не повод отчаиваться, давайте как-то с этим жить. Типичная реакция нормального человека на проблемы — это вытеснение. Большинство предпочитают не знать, отвернуться, забыть, не думать об этом, поэтому они перестают слушать экзистенциалистов на словах «полна неразрешимых проблем», машут рукой и говорят: всё понятно, мрачняк.
Экзистенциальная картина мира требует огромного, нечеловеческого мужества, потому что предполагает постоянный взгляд в лицо своей тревоге.
Но есть выход проще! Победила третья идеология, основанная не на ксенофобии и сплочении тоталитарных режимов, а на удобстве и комфорте — «общество потребления». Этот термин ввел в обиход уже упомянутый выше Эрих Фромм в 20-х годах прошлого века, а позже осмыслил Жан Бодрийяр в своей работе, которая так и называлась «Общество потребления» (1970). Работает это всё как большая погремушка, как мобиль, который вешают над кроваткой младенца, или как калейдоскоп (как ни крути, приходят исключительно детские метафоры), а еще — как лента в фейсбуке. Создается иллюзия изобилия и новизны, и вместе с тем потребителю подсовывают каждый раз что-то очень знакомое (например, вся музыка в фильмах Марвела звучит одинаково), чтобы тот не пугался.
Под этот убаюкивающий уютный круговорот можно провести всю жизнь, совершенно не встречаясь с этими мрачными экзистенциальными кризисами.»
Темы общества потребления касается в своем знаменитом Sapiens'е и Юваль Ной Харари:
"Романтическое потребительство родилось из сочетания двух идеологий современности, романтической и потребительской. Романтизм учит, что человек должен полностью раскрыть свой потенциал, а для этого требуется самый разнообразный опыт, какой только удастся получить. Откройтесь широчайшему спектру эмоций, испробуйте разные виды отношений, отведайте стряпню всех народов, научитесь любить и такую музыку, и сякую. И, пожалуй, лучший способ достичь максимального разнообразия — порвать с обыденной рутиной, покинуть привычное окружение и отправиться в дальние страны, где мы сможем «ощутить» культуру, запахи, вкусы и нормы других людей. Мы вновь и вновь слышим романтические мифы о том, как «новый опыт раскрыл мне глаза и изменил мою жизнь».
Потребительская идеология учит, что для счастья нужно потребить как можно больше продуктов и услуг. Если нас что-то не устраивает или чего-то недостает, надо поскорее купить какую-нибудь вещь (машину, одежду, экологически чистую пищу) или оплатить услугу (нанять домработницу, обратиться к специалисту по семейным отношениям, записаться на курсы йоги). Заметьте, сегодня любая реклама — это маленький миф о том, как очередной продукт или услуга улучшат вашу жизнь."
Важной проблемой общества потребления также является изменение потребления продуктов питания в сторону еды, глубокой переработки - высококалорийных, со значительным содержанием соли, сахара и жира - что довольно негативно может сказываться на здоровье потребителей.
Сложнее всего противостоять рекламе, специально ориентированной на одну из самых незащищенных в этом плане групп населения - на детей, процитирую диетолога Елену Мотову:
"Британские исследователи изучили 358 продуктов из супермаркетов, специально предназначенных для детского питания, а потому оформленных в привлекательном для детей виде. Оказалось, что 77% из них имели неблагоприятный для здоровья профиль питательной ценности. Ведущий американский эксперт в области пищевой политики Марион Нестле советует родителям избегать продуктов, для продажи которых используются герои мультфильмов.
Товары импульсивной покупки — это прежде всего снеки, кондитерские изделия и сладкие безалкогольные напитки. Соблазнительные внешний вид, цвет, форма, вкус, аромат и текстура продукта («тает во рту, а не в руках») подталкивают нас к избыточному потреблению. Как я писала выше, красители и ароматизаторы разрешены для применения в пищевой промышленности и безопасны. Однако добавки во многом создают привлекательность готовых продуктов и удовольствие от их потребления. По данным еще одного британского исследования, три четверти продуктов с высоким содержанием соли, сахара и насыщенных жиров содержат «косметические добавки» — красители, ароматизаторы, усилители вкуса. Внешняя привлекательность, удобство потребления, ориентация на нужды и ценности аудитории — все направлено на то, чтобы мы покупали."
Коллеги из научного журнала ARI считают, что одним из вариантов решения проблем с "потребительством" является движение в сторону альтруистических ценностей: "Если в качестве базовой парадигмы смысла жизни у человека преобладает идея потребления – он заведомо обречен на страдания... Что здесь можно сделать? Переключить своё сознания с себя на общество и начать заботится о нем, помогать другим можно до границ своих возможностей."
Закончить же этот пост хочется цитатой из материала журналиста Ивана Кузнецова, посвященного проблеме превращения самих людей в предметы потребления:
"Современных людей объединяют не идеи, не общие взгляды, даже не симпатии друг к другу. Их объединяют исключительно предметы потребления.
Например, чуваков, которые перекусывают в KFC намного больше, чем чуваков с либерально-демократическими взглядами. В этом смысле поставщики предметов потребления стали новыми агентами влияния. Это новые партии.
Партия айфона, партия виски Jameson, партия секс-шопа “Розовый кролик», партия баров “Гадкий койот”, партия бутика Zara.
Современным людям нужны гораздо меньшие вещи, куда более примитивные, чем прошлым. Им не нужны ответы на вопросы в стиле «куда мы идем?» и «какое общество мы строим?» Они легковеснее, приземленнее, бесконечные муравьи, ползающие по супермаркету, и в этом главный плюс новых идеологий. Они стабильны, потому что товары не закончатся примерно никогда.
Но проблема в том, что поколение, выросшее в парадигме, где «счастье - это когда второй лонг-айленд бесплатно», каждый из них сам стал таким же предметом потребления, как и весь окружающий мир.
Вот с этими я хожу в бар. С этими в кино. С этими круто пить дома. С этой неплохо болтать про музыку, а вот с этой классно пойти на каток. С этим здорово чатиться.
Люди стали всего лишь приложением к предметам потребления, вокруг которых мы обьединяемся.
Что-то внутри нас, какая-то сила, ищет близких. Эту потребность мы облачаем в красивые фразы: дружба, любовь, влюбленность, судьба.
В какой-то момент, уверенные в том, что все это у нас есть и знаем мы это все поименно, мы ловим себя на том, что оно исчезает, прямо по списку, и мы не находим этому объяснения.
Люди просто начинают исчезать из твоей жизни.
Когда вы перестаете вместе учиться, вместе работать, вместе заходить после учебы в KFC. Когда кто-то из вас бросает пить.
При минимальном отклонении от стандартов потребления, вместе с предметами потребления пропадают и приложенные к ним человеческие существа. Будто они были всего лишь частью рекламы какого-то бренда. Будто они никогда и не были приложением к тебе."
Комментарии ()